среда, 4 октября 2017 г.

Нарушения речи. Дизартрия

ссылка
Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Двигательные «команды» из центрального отдела речедвигательного анализатора к периферическим органам речи передаются по проводящим нервным путям. При органическом поражении определённых отделов головного мозга или непосредственно двигательных нервов полноценная передача нервных импульсов становится невозможной, и в самих мышцах развиваются явления паралича или пареза. А поскольку эти явления могут распространяться не только на мышцы языка и губ, но также и на мышцы мягкого нёба, голосовых связок и органов дыхания, то нарушается не только артикулирование звуков, но и голосообразование и речевое дыхание. При выраженных парезах языка страдает артикуляция практически всех звуков речи, включая и гласные; парез мягкого нёба обусловливает появление носового оттенка голоса, голосовых связок — нарушение процесса голосообразования и изменение силы голоса, дыхательных мышц — нарушение функции речевого дыхания, которое становится поверхностным и аритмичным.
Помимо нарушения двигательной функции речевых мышц страдает также и их чувствительность. По этой причине ребёнок недостаточно хорошо ощущает положение своих артикуляторных органов, затрудняется в «нахождении» нужных артикуляций. Это вызывает дополнительные трудности в процессе коррекции неправильно произносимых звуков.
В зависимости от локализации поражения головного мозга дизартрия проявляется по-разному, в связи с чем различают несколько её видов.
При полном параличе артикуляторных мышц имеет место так называемая анартрия — полное отсутствие у ребёнка произносительной речи. Нередко может наблюдаться и так называемая «стёртая» дизартрия», в основе которой лежат лишь очень небольшие, буквально «точечные» органические поражения коры головного мозга. Их наличие приводит к парезам лишь отдельных небольших групп артикуляторных мышц (например, только кончика языка или только одной его стороны). При таких условиях у ребёнка страдает произношение лишь отдельных звуков при нормальном темпе и ритме речи и при отсутствии расстройств речевого дыхания и голоса. Долгое время такого рода нарушения в произношении звуков относили к функциональной дислалии, не замечая их специфики. Однако трудности их преодоления (в частности, гораздо более продолжительные сроки) заставили специалистов тщательнее изучить этот вопрос, в результате чего из группы дислалии и была выделена «стёртая» дизартрия. (При неврологическом обследования у этих детей были обнаружены парезы отдельных артикуляторных мышц, приводящие к вполне определённым нарушениям в произношении звуков).
Симптоматика стертой дизартрии:
Неречевая симптоматика: для неврологического статуса характерно наличие неврологической микро симптоматики (синдромы поражения центральной нервной системы: стертые парезы, изменения тонуса мышц, нерезко выраженные гиперкинезы в мимической лицевой мускулатуре, наличие патологических рефлексов и т. п.).
Основное поражение черепно-мозговых нервов связано, как правило, с подъязычным нервом, что проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед), пассивности кончика языка, напряженности спинки языка, слабости половины языка, беспокойстве языка в заданной позе, повышенном слюнотечении, недифференцированности движений кончика языка.
При стертой дизартрии, как правило, не наблюдается тяжелых расстройств со стороны тройничного, блуждающего, языкоглоточного нервов, но во многих случаях у детей отмечают одностороннее сглаживание носогубных складок за счета симметрии лицевых нервов. Может наблюдаться недостаточный тонус мышц мягкого неба и, как следствие, гнусавый оттенок голоса.
Рефлекторная сфера при стертой дизартрии может характеризоваться наличием патологических рефлексов. Также у детей отмечают изменения со стороны вегетативной нервной системы (потливость ладоней, стоп и т. д.). Речевая моторика характеризуется истощаемостью движений, их низким качеством (недостаточная точность, плавность, неполный объем). Наиболее ярко моторные недостатки проявляются при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, их правильной пространственно-временной организации.
Психический статус детей со стертой дизартрией имеет свои особенности, выраженные в недостаточности ряда психических процессов (слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции) и снижении познавательной активности в целом.
Речевая симптоматика:
- нарушения звукопроизношения: отсутствие, замены, искажения звуков. Для таких детей характерно упрощение артикуляции, т. е. замена сложных звуков более простыми по артикуляционно-акустическим признакам. Среди искажений наиболее часто встречается боковое произнесение шипящих, свистящих, переднеязычных звуков, смягчение звуков;
- просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный;
- нарушение фонематического слуха (чаще носит вторичный характер, т. к. собственная «смазанная» речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля).
Формы дизартрии зависят от места поражения. Различают несколько форм дизартрии:
1. Бульбарная дизартрия: представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов 7, 9, 10 и 12 черепно-мозговых нервов. При бульбарной дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры.
2. Псевдобульбарная дизартрия: возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности - спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса — паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях — почти полное их отсутствие. Имеются синкинезии. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут назад, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены. Особенно трудным является движение высунутого языка вверх с загибанием его кончика к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка, а также истощаемость движения. Во всех случаях при псевдобульбарной дизартрии среди переднеязычных звуков в первую очередь нарушаются наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения, непроизвольные рефлекторные движения обычно сохранны.
При паретической псевдобульбарной дизартрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх(и, ы, у). Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое небо провисает, его подвижность при произнесении звуков ограничена. Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица. Часто имеет место сочетание спастической и паретической форм, т. е. наличие спастико-паретического синдрома.
3. Корковая дизартрия
Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга. Для диагностики корковой дизартрии необходим тонкий нейролингвистический анализ, позволяющий определить, какие из переднеязычных звуков страдают в каждом конкретном случае и каков механизм их нарушений.
Клинические формы корковой дизартрии:
- афферентная - обусловлена поражением постцентральной извилины коры головного мозга;
- эфферентная — связана с поражением прецентральной извилины коры головного мозга.
4. Экстрапирамидная дизартрия.
Экстрапирамидная система автоматически создает тот фон предуготовности, на котором возможно осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет важное значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы мышечных сокращений, обеспечивает автоматизированное, эмоционально выразительное выполнение двигательных актов.
Нарушения звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии определяются:
- изменениями мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
- наличием насильственных движений (гиперкинезов);
- нарушениями проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры;
- нарушениями эмоционально-двигательной иннервации.
Объем движений в мышцах артикуляционного аппарата при экстрапирамидной дизартрии может быть достаточным. Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными движениями. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии часто наблюдается кинестетическая апраксия. В спокойном состоянии в речевой мускулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония) или некоторое его снижение (гипотония), при попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения, наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и дыхательной мускулатуре исключает произвольное подключение голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука.
При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков.
5. Мозжечковая дизартрия. 
При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.
Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Движения языка неточные, с проявлениями гипер- и гипометрии (избыточности или недостаточности объема движений). При более тонких, целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Выражена назализация большинства звуков.
Основные задачи логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией:
1. Обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи.
2. Развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа.
3. Нормализация просодической стороны речи, т. е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи.
4. Коррекция проявлений общего недоразвития речи.

Список ярлыков

Артикуляционная гимнастика (17) Видеофильмы (14) Времена года (12) Всё о звуках (49) Готовимся к школе (18) Документы (15) Дыхательная гимнастика (6) Загадки (12) Звуковая культура речи (3-4 года) (10) Звуковая культура речи (4-5 лет) (7) Звуковая культура речи (5-6 лет) (19) Звуковая культура речи (6-7 лет) (9) Игры для детей средней группы (7) Игры для детей II младшей группы (11) Интерактивные игры (78) Консультация для педагогов (35) Консультация для родителей (85) Лексика и грамматика (4) Лексико-грамматические игры и упражнения для детей 5-6 лет (12) Лексико-грамматические игры и упражнения для детей 6-7 лет (3) Младшая группа - лексические темы (35) Наши глазки (13) Новостная лента МО (5) Пальчиковая гимнастика (27) Подготовительная к школе группа - лексические темы (9) Поздравления (18) Пословицы и поговорки (2) Проектная деятельность (2) Профилактика дисграфии (1) Ранний возраст (17) Связная речь (25) Связная речь - вторая младшая (17) Связная речь (4-5 лет) (1) Связная речь (5-6 лет) (5) Связная речь (6-7 лет) (5) Сказки детям (1) Слайд-шоу (1) Средняя группа - лексические темы (48) Старшая группа - лексические темы (44) Стихи для детей 3-4 лет (14) Стихи для детей 4-5 лет (12) Стихи для детей 5-7 лет (12) Эмоции (1) Это интересно! (1)

Популярные сообщения

Спасибо за визит!