понедельник, 20 августа 2018 г.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением зрения

Задание 1. Образование множественного числа имён существительных.
Предложите ребёнку назвать картинки по типу: окно - окна Обратите внимание на различие окончаний существительных множественного числа. (Например: стулья, звёзды, дома). Усвоив в процессе таких упражнений основные типы окончаний существительных множественного числа, ребёнок сможет в дальнейшем «подстраивать» под них и окончания других слов. Подобным же образом отрабатываются и все другие трудности, связанные со словоизменением. 

Задание 2.
 Согласование прилагательных с существительными.
1. Предложите ребёнку добавить к каждому данному существительному прилагательные высокий и зелёный: - Дерево какое? — ...  Деревья какие? — ...
2. К приведённым ниже именам существительным добавить прилагательные спелый и сочный: - Виноград какой? — ... Груша какая? — ... Яблоко какое? — ... Фрукты какие? — ...
3. К приведённым ниже именам существительным самостоятельно подобрать по несколько имён прилагательных, например:
Соль – белая, солёная, мелкая.
Снег какой? —
Река какая? —
Море какое? —
Задание 3
СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ 
Предложите ребёнку закончить каждое из прочитанных вами словосочетаний, например: один дом, два дома, пять домов.
Один дуб, два... (дуба), пять... (дубов).
Одна сосна, две..., пять...
Одно стекло, два..., пять...
Задание 4
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ
1. Попросите ребенка сказать, где лежит книга. При этом он должен будет не только правильно употребить предлоги на, в, над, под и др. но и правильно произнести окончания имён существительных.
2. Попросите ребёнка закончить следующие предложения:
Яблоки растут... (на яблоне);
Яблоко упало... (с яблони);
Упавшие яблоки лежат... (под яблоней);
Птица пролетела высоко... (над яблоней);
Мальчик подошёл... (к яблоне);
3. Попросите ребёнка ответить на такие вопросы:
Откуда мы возьмём ручку, если она в пенале? (из пенала);
Откуда мы возьмём ручку, если она на столе? (со стола);
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 
При словообразовании меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, — образуются так называемые однокоренные слова. Так, слова стол, настольный являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.
Задание 1
ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИ ПОМОЩИ УМЕНЬШИТЕЛЬНЫХ СУФФИКСОВ
Предложите ребёнку от данных существительных образовать новые, например: большой стакан, а маленький... (стаканчик).
Больший ключ, а маленький ...
Большая сковорода, а маленькая ...
Большое перо, а маленькое...
Для преодоления выявленных трудностей следует идти по пути подбора однотипных заданий, в ходе выполнения которых ребёнок постепенно овладеет данным типом окончаний.
Задание 2
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ ПРИ ПОМОЩИ ПРИСТАВОК
Попросите ребёнка закончить начатые вами предложения:
Весной птицы прилетают, а осенью ....
На дерево залезают, а с дерева...
По дороге ходят, а через дорогу ...
В дом входят, а из дома ...
Задание 3
ОБРАЗОВАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1. Образование относительных прилагательных (обозначающих материал, из которого сделан предмет). Обратите внимание на различие окончаний образуемых имён прилагательных и отметьте те из них, образование которых вызывает у ребёнка затруднения.
Шляпка из соломы - …
Варенье из вишни - …
Суп из грибов - …
Шуба из меха - …
2. Образование притяжательных прилагательных (обозначающих принадлежность). Как и в предыдущем задании, предложите ребёнку образовать имена прилагательные от данных существительных, например:
У лисы лапа - лисья.
У собаки лапа - собачья
У осла голова - ……
У медведя хвост - …. И т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Список ярлыков

Артикуляционная гимнастика (9) Времена года (12) Всё о звуках (46) Готовимся к школе (13) Документы (5) Дыхательная гимнастика (6) Загадки (17) Звуковая культура речи (3-4 года) (10) Звуковая культура речи (4-5 лет) (7) Звуковая культура речи (5-6 лет) (20) Звуковая культура речи (6-7 лет) (34) Игры для детей средней группы (7) Игры для детей II младшей группы (12) Интерактивные игры (21) Консультация для педагогов (7) Консультация для родителей (19) Лексика и грамматика (4) Лексико-грамматические игры и упражнения для детей 5-6 лет (12) Лексико-грамматические игры и упражнения для детей 6-7 лет (16) Младшая группа - лексические темы (37) Наши глазки (5) Пальчиковая гимнастика (22) Подготовительная к школе группа - лексические темы (39) Поздравления (18) Пословицы и поговорки (2) Ранний возраст (7) Связная речь (16) Связная речь - вторая младшая (17) Связная речь (5-6 лет) (2) Связная речь (6-7 лет) (6) Средняя группа - лексические темы (43) Старшая группа - лексические темы (38) Стихи для детей 3-4 лет (13) Стихи для детей 4-5 лет (10) Стихи для детей 5-7 лет (17) Это интересно! (1)