понедельник, 20 августа 2018 г.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением зрения

Задание 1. Образование множественного числа имён существительных.
Предложите ребёнку назвать картинки по типу: окно - окна Обратите внимание на различие окончаний существительных множественного числа. (Например: стулья, звёзды, дома). Усвоив в процессе таких упражнений основные типы окончаний существительных множественного числа, ребёнок сможет в дальнейшем «подстраивать» под них и окончания других слов. Подобным же образом отрабатываются и все другие трудности, связанные со словоизменением. 

Задание 2.
 Согласование прилагательных с существительными.
1. Предложите ребёнку добавить к каждому данному существительному прилагательные высокий и зелёный: - Дерево какое? — ...  Деревья какие? — ...
2. К приведённым ниже именам существительным добавить прилагательные спелый и сочный: - Виноград какой? — ... Груша какая? — ... Яблоко какое? — ... Фрукты какие? — ...
3. К приведённым ниже именам существительным самостоятельно подобрать по несколько имён прилагательных, например:
Соль – белая, солёная, мелкая.
Снег какой? —
Река какая? —
Море какое? —
Задание 3
СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ 
Предложите ребёнку закончить каждое из прочитанных вами словосочетаний, например: один дом, два дома, пять домов.
Один дуб, два... (дуба), пять... (дубов).
Одна сосна, две..., пять...
Одно стекло, два..., пять...
Задание 4
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ
1. Попросите ребенка сказать, где лежит книга. При этом он должен будет не только правильно употребить предлоги на, в, над, под и др. но и правильно произнести окончания имён существительных.
2. Попросите ребёнка закончить следующие предложения:
Яблоки растут... (на яблоне);
Яблоко упало... (с яблони);
Упавшие яблоки лежат... (под яблоней);
Птица пролетела высоко... (над яблоней);
Мальчик подошёл... (к яблоне);
3. Попросите ребёнка ответить на такие вопросы:
Откуда мы возьмём ручку, если она в пенале? (из пенала);
Откуда мы возьмём ручку, если она на столе? (со стола);
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 
При словообразовании меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, — образуются так называемые однокоренные слова. Так, слова стол, настольный являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.
Задание 1
ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИ ПОМОЩИ УМЕНЬШИТЕЛЬНЫХ СУФФИКСОВ
Предложите ребёнку от данных существительных образовать новые, например: большой стакан, а маленький... (стаканчик).
Больший ключ, а маленький ...
Большая сковорода, а маленькая ...
Большое перо, а маленькое...
Для преодоления выявленных трудностей следует идти по пути подбора однотипных заданий, в ходе выполнения которых ребёнок постепенно овладеет данным типом окончаний.
Задание 2
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ ПРИ ПОМОЩИ ПРИСТАВОК
Попросите ребёнка закончить начатые вами предложения:
Весной птицы прилетают, а осенью ....
На дерево залезают, а с дерева...
По дороге ходят, а через дорогу ...
В дом входят, а из дома ...
Задание 3
ОБРАЗОВАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1. Образование относительных прилагательных (обозначающих материал, из которого сделан предмет). Обратите внимание на различие окончаний образуемых имён прилагательных и отметьте те из них, образование которых вызывает у ребёнка затруднения.
Шляпка из соломы - …
Варенье из вишни - …
Суп из грибов - …
Шуба из меха - …
2. Образование притяжательных прилагательных (обозначающих принадлежность). Как и в предыдущем задании, предложите ребёнку образовать имена прилагательные от данных существительных, например:
У лисы лапа - лисья.
У собаки лапа - собачья
У осла голова - ……
У медведя хвост - …. И т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Благодарю за визит!

Благодарю за визит!