1. Артикуляция
звука [З]: губки в улыбке; зубки
сближены; широкий кончик языка за нижними зубками, боковые края язычка прижаты
к верхним зубам; холодный воздух идет по центру язычка; горлышко «работает». Символ звука: муха звенит: ЗЗЗЗЗ…; характеристика звука: звук
согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий (колокольчик),
обозначаем синим кружочком. Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗ... (произносить
длительно на плавном выдохе).
- «Хлопнуть в
ладошки, если услышишь звук [З]»: з, м, б, в, з...; за, ба, га, зы...;
зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко.
- Закончить
слово слогами: ЗА: ва..., ро..., гла..., еле..., гро...; ЗЫ: ко..., ва...,
гро..., бере..., арбу..., моро..., серви...; подобрать
слово к его началу: ЗА: ...мок, ...бор, ...вод, ...гадка.
- Разделить
слова на слоги, назвать одинаковый второй слог во всех этих словах: музыка, козырек, пузырек; казаки, фазаны,
вокзалы.
- Заменить первый звук в словах на звук [З]. Какие слова получились? Составить с
каждым словом предложение: губы — зубы, набор — ..., двери —..., наряд
—..., дуб — ..., вагон — ... Подобрать как можно больше слов со звуком
[З], определить место звука [З] в словах (начало,
середина слова).
- Выучить
чистоговорки: За-за-за — вот идет коза. Зу-зу-зу — не боюсь козу. Зы-зы-зы
— нет козы.
2. Звук
[З']. Символ звука: комар звенит:
зьзьзь...; характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий, обозначаем
зеленым кружочком.
- «Хлопни в
ладошки, если услышишь звук [З']»: зь,
мь, бь...; зя, зе, би...; зима, лето, зимородок, пила...
- Разделить
слова на слоги, назвать одинаковый второй слог в словах: резина, низина, корзина, дрезина.
- Назвать
лишнее слово в ряду (по месту звука
[З'] в слове): зима, земля, зеленый, козел;
кизил, зяблик, разиня, резина.
- Заменить
первый звук в словах на звук [З']. Какие слова получились? Составить с ними
предложения: Кефир — зефир, пеленка — ...
- Выучить
чистоговорки: Зя-зя-зя — мы
видели язя. Зи-зи-зи — резину
привези.
- Прослушать
стихотворение А. Барто. Какой звук часто в нем слышится?
Резиновую
Зину купили в магазине.
Резиновую
Зину в корзине принесли.
Она была
разиней, резиновая Зина,
Упала из
корзины, измазалась в грязи.
- Дифференциация звуков [З] — [З'] «Скажи наоборот»: за-зя, зы-...; зя-за,
зи-...
- Назвать
лишнее слово в ряду: зубы, зимний, золото, коза; зяблик, зефир,
магазин, козы.
- «Подари
подарки Зое и Зине» (подобрать слова со звуками [З] и [З']). Составить как
можно больше предложений про Зину и Зою, используя знакомые предлоги.
- Работа с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА. Предложить ребенку выполнить следующие действия: спрятаться за шкаф, выйти из-за шкафа и ответить на вопросы: «За что ты спрятался? Откуда
ты потом вышел?» Найти в предложениях предлоги: Девочка стоит за деревом. Девочка вышла из-за дерева. Вставить
нужный предлог в предложения (за, из-за): Машина заехала... дом. Машина выехала... дома. Составить из слов
предложение, назвать предлог: Коза,
стоять, куст, за. Зина, дом, выйти, из-за.
- Выложить из палочек букву З.
По материалам З.Е. Агранович
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.