1. Знакомство со звуком [У]. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть
картинки: утка, уши, улица, удочка. При этом взрослый громко и четко называет
их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на
вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?». Взрослый сажает ребенка перед зеркалом,
показывает ему и объясняет артикуляцию звука [У]: когда мы произносим звук [У],
то:
—
губки вытянуты
вперед трубочкой;
—
зубки не
смыкаются;
—
горлышко
«работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на
горлышке). После показа и объяснения взрослого
ребенок правильно произносит звук [У] перед зеркалом, а затем воспроизводит
артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на положение
губ. Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно
петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному
прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный
кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом
звука [У]: волк воет на луну: УУУУ...
2. Дидактическое упражнение
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».
Взрослый произносит разные звуки, а
ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]: у, п, у, к, в, у, у...
3. Взрослый предлагает ребенку
внимательно выслушать ряд слов и выбрать: имя, которое начинается со звука [У]:
Аня, Арина, Уля, Алена; лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается
со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь. Затем ребенку предлагается вспомнить все
прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко,
громко, выделяя голосом в них звук [У]. Взрослый объясняет, что во всех этих
словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука
[У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.
4. Дидактическое упражнение
«Договори словечко и назови первый звук в словах».
Взрослый читает ребенку стихотворные
строки и просит его договорить последнее слово в них, а затем назвать первый
звук в этом слове.
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
—
Электрический... (утюг)
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как
дудочка,
А петь не может... (удочка)
5. Знакомство с буквой У.
Взрослый объясняет ребенку правило: звуки
мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут
читать и писать. После этого взрослый показывает ребенку букву У. Для лучшего
запоминания графического образа буквы ребенку предлагается прослушать и
выучить стихотворное описание буквы У, предварительно рассмотрев ее в «Веселой
азбуке».
У — как у зайчонка
ушки.
Эти ушки — на макушке. О.
Гофман
По материалам З. Е. Агранович
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.