1. Знакомство со звуком [Д]. Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет
ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то: губки
свободны; зубки сближены, но не сомкнуты; язычок стучит кончиком за верхними
зубками; горлышко «работает». Символ
звука: дятел долбит дерево: ДДД... . Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду
воздуху), твердый, звонкий, обозначаем синим квадратиком с колокольчиком.
Дидактическое упражнение «Хлопни
в ладошки, если услышишь звук [Д]»: а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы,
до. Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком
[Д]. Сколько пальчиков загнули? Дуб,
корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.
- Добавить последний слог к
словам, назвать слово целиком: ДА: пома..., натра..., побе..., пого...,
коман..., секун...; ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...
- Вспомнить слова со звуком [Д] (звук
[Д] стоит в начале слова, в середине слова).
- Подобрать к словам родственные.
Какой одинаковый первый звук во всех этих словах? Друг (дружный, дружить...),
дом (домовой, домашний...), дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход,
дымный...).
- Образовать по образцу новые
слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой
одинаковый первый звук во всех словах? Дом — домок — домочек — домище; дуб —
...; дым — ...; друг — ...
2. Знакомство со звуком [Д']. Символ звука: маленький дятел долбит дерево:
дьдь... Характеристика звука:
согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый квадрат с колокольчиком.
- Дидактическое упражнение «Хлопни
в ладошки, если услышишь звук [Д']»: дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима,
Вика, Маша, дело, деньги.
- Подобрать слова по первому
слогу: ДЕ: -вочка, -душка, -ло...; ДИ: -во, -ма, -на...
- Дифференциация звуков [Д] — [Д']. Дидактическое упражнение «Скажи
наоборот»: да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да... Назвать первый звук в именах детей:
Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.
- Выучить скороговорку и
ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д]. Дятел дуб долбил, да не додолбил.
3. Знакомство
с буквой Д.
Д
— с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем. (В. Ковшиков)
4. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление
схем слов, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и
подсчитать гласные звуки в словах). Составление слов из букв разрезной азбуки,
чтение, списывание печатными буквами. Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы.
По материалам З.Е. Агранович
По материалам З.Е. Агранович
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.