четверг, 22 марта 2018 г.

Дифференциация звуков [З] — [Ж]

ссылка
1. Прослушать ряд слов, назвать лишнее слово, объяснить свой выбор: жара, забор, желудь, железо. (Все слова начинаются на звук [Ж], а слово забор — на звук [З].)
2. Сравнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], обратив внимание на положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить характеристику звуков [Ж] и [З], обозначение.
3.  «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»: ж, з, ж, з...; жа, за, зы, жи...; зубы, забор, жаба, Жучка, коза...
4. «Скажи наоборот»: за-жа, зу-...; жи-зы, жу- ... . Повторить за взрослым серию слогов: за-за-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа, за-жа-жа, жа-жа-за.
5. «Составь слово»:
из слогов: ми-мо-за, кры-жов-ник, га-ра-жи, мо-ро-зы...;
из звуков: з, у, б, ы; к, о, ж, а; ж, у, к.
6. Закончить слово нужным слогом:
ЖА (ЗА): неве..., бере..., мимо..., подли..., лы..., кра..., зано...;
ЖИ (ЗЫ): арбу..., мор..., черте..., гара..., моро..., карни...
7. Подобрать существительные к прилагательным (упражнять в согласовании прилагательных с существительными): железная (кружка...), железный (ключ...), железное (кольцо...), железные (гвозди...); железнодорожная (касса...), железнодорожный (вокзал...), железнодорожное (расписание...), железнодорожные (билеты...).
8. «Исправь ошибки» (учить различать правильное и дефектное звукопроизношение в речи других людей). Взрослый произносит предложения в искаженном виде, а ребенок дает правильный вариант:
Во время дождя нужен жонт.
Девочка катается на лызах.
Под сосной сидит серый жайка.
Девочка пасет кожу.
Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [Ж] и [З].
9. Звуко-слоговой анализ слов, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами: козы, кожа, зубы, жуки. Чтение, списывание и запись под диктовку предложений: Тут Зоя. У Зои жуки. Вот Дима. У Димы козы.
По материалам З.Е. Агранович

Популярные сообщения

Спасибо за визит!