четверг, 7 апреля 2022 г.

Звуки [Л-Л'], буква Л

1. Знакомство со звуком [Л]. Отгадать загадку, назвать первый звук в слове: 
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).
Артикуляция звука [Л]: губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам; горлышко «работает». 
Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ... . 
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.
2. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л]»: л, г, з, л...; ла, ма, му, лу...; ал, ол, ум, ип...; ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка...
3. «Скажи наоборот»: ла-ал, лу-...; ал-ла, ул- ... . Повторить за взрослым серию слогов: ла-ло-лу-лы... ал-ол-ул-ил... кла-кло-клу-клы... акл-окл-укл-икл...
4. Закончить слова: звуком [Л]: сто..., сту..., по..., уко..., камзо...; слогом ЛА: пи..., ска..., ма...; слогом ЛЫ: сто..., ска..., пи..., шко..., шпа... . Какие слова получились? Какой слог указывает на большое количество предметов? (ЛА или ЛЫ?)
5. Разделить слова на слоги, поменять первый и второй слог местами. Какие слова получились? Жи-лы (лы-жи), ма-ла..., ка-пал..., ска-ла...
6. Выучить скороговорку:
Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.
7. Знакомство со звуком [Л']. Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цветом с колокольчиком.
8.  «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л']»: ль, мь, бь, ль...; ля, лю, ми...; аль, амь...; лист, Поля, машина, уголь...
9. Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То... . Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ: Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...
10. Дифференциация звуков [Л] — [Л']. «Скажи наоборот»: ла-ля...; ли-лы...; ал-аль...; оль-ол, ... . Повторить за взрослым серию слогов: ла-ла-ля, ля-ля-ла, ла-ля-ля, ля-ла-ла, ла-ля-ла, ля-ла-ля. Заменить звук [Л] на звук [Л'] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения: Лук — люк, угол — ..., пыл — ..., дал — ..., галка — ..., ел — ..., полка — ... . Прослушать предложения. Найти в них все слова со звуком [Л] и со звуком [Л']: Лена искала булавку. Лиса жила в лесу. Мила поливала лук из лейки.
11. Знакомство с буквой Л.
Л уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?» (О. Гофман)
На что еще похожа буква Л? Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок. Игры с буквой.
12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, выкладывание схем из кружков; запись печатными буквами слов под диктовку, чтение: стол, стул, полка, лисы, пилить.
13. Анализ предложений. Составление схем предложений, списывание с образца взрослого, чтение, запись под диктовку: Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.
По материалам З.Е. Агранович

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Благодарю за визит!

Благодарю за визит!