среда, 25 мая 2022 г.

Буквы Я, Е, Ё, И, Ю, Ь

1. Вспомнить графический образ букв О, У, А, Ы, И, Э. 
Знакомство с буквами Ю, Е, Ё, Я.
Ю - Целый день юла юлила,
Даже голову вскружила,
А потом она устала,
Покачнулась и упала (О. Гофман)
Е - Ежи делали прически —
Поломали все расчески.
А ежиха так старалась —
Лишь три зубчика осталось (О. Гофман)
Ё - Е — как ель с тремя ветвями,
Ё — как ёлочка с шарами (В. Ковшиков)
Я - От яхты якорь — буква Я.
Поднимем якорь — и в моря (В. Ковшиков)
На что похожи буквы?
2. Взрослый рассказывает ребенку о наличии в русском языке следующих пар гласных: А — Я, О — Ё, Э — Е, У — Ю, Ы — И и объясняет правило: гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость предыдущего согласного звука, а гласные Я, Е, Ю, И, Ё обозначают мягкость предыдущего согласного звука.
3. «Скажи наоборот» (по образцу): а-я; о-...; у-...; ы-...; э-..., я-а, ё-..., ю-..., и-..., е-...; па-пя, ма-...; по-пё, мо-...; пу-пю, му-...; пы-пи, мы-...; пэ-пе, мэ-...; пя-па, мя-...; пё-по, мё-...; пю-пу, мю-...; пи-пы, ми-...; пе-пэ, ме-...
4.Сравнить слова на слух, объяснить значение каждого слова, составить с каждой парой слов предложения: мёл — мол, мэры — меры, ток — тёк, мал — мял, мыл — мил, мать — мять, путы — пути, лук — люк, мышка — мишка.
5. «Договори окончание слова». Взрослый произносит начало слова, а ребенок его заканчивает. Какие слова получились? Разделить все слова на слоги, составить с каждым словом предложение:
Я: Ра..., Ма..., Зо..., фе..., ше..., чешу..., стату..., тали..., станци..., ста...
Ю: сто..., по..., жу..., да..., мо..., топа..., чита..., хлопа...
Ё: ружь..., копь..., мыть..., бель..., зверь..., жиль...
6. Знакомство с буквой Ь.
Как кресло, мягкий — мягкий знак.
Присядешь — и не встать никак (В. Ковшиков)
На что похож Ь? Объяснить ребенку, что указание на мягкость согласного — одна из главных задач Ь в русском языке. Буква Ь звук не обозначает.
7.Сравнить пары слов, обратив внимание на то, что с появлением Ь меняется смысл слова: угол — уголь, вес — весь, ел — ель, ясен — ясень, мел — мель, пыл — пыль.
8. Проанализировать слова, составив схемы каждой пары, придумать с этими словами предложения.
«Превратить» слова-предметы в слова-действия, добавив к ним Ь: состав — составь, удар — ..., трон — ...
«Превратить» слова-действия в слова-предметы, убрав Ь: жарь — жар, стань — ..., примерь — ...
Обратить внимание ребенка на то, что Ь может употребляться в середине слова, и при этом показывать мягкость предыдущего согласного. Например: вьюга, семья, судья, питье, мытье...
9. Запись слов под диктовку печатными буквами с последующим прочтением: тук, тюк; конь, кон; мышка, мишка.
По материалам З.Е. Агранович 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Благодарю за визит!

Благодарю за визит!