четверг, 27 марта 2025 г.

Звук и буква Ц


1. Знакомство со звуком [Ц]. Артикуляция звука [Ц]:  губки в улыбке; зубки сближены, но не сомкнуты; передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними; сильная короткая воздушная струя идет по язычку; горлышко «молчит». Символ звука: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦЦ... Характеристика звука: звук [Ц] согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой, обозначаем синим цветом.
2. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»: ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...
3. Повторить за взрослым слоговой ряд: ца-цо-цу-цы...; ац-оц-уц-иц... Закончить слово звуком [Ц]: дворе..., молоде..., жиле..., леве..., плове..., ледене..., продаве... . Закончить слово слогом ЦА: мельни..., води..., певи..., кури..., ули..., больни...
4. «Один – много» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в словах): Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ..., пуговица — ..., луковица — ..., граница — ...
5.«Большой – маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове): Дерево — деревце, блюдо — ..., болото — ..., зеркало — ..., тело — ..., масло — ..., дело — ..., мыло — ...
6. «Назови женскую профессию» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове): Учитель — учительница, воспитатель — ..., писатель — ..., художник — ..., охотник — ..., укротитель — ...
7. «Во что положим?» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове): Вафли положим в вафельницу, хлеб — ..., конфеты — ..., пепел — ..., мыло — ...
8«Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове): В пехоте служит пехотинец, ходит по канату..., подковывает лошадей..., продает..., поет..., плавает..., борется...
9. Выучить чистоговорки:
Ца-ца-ца — вот идет овца,
Цу-цу-цу — не боюсь овцу,
Цы-цы-цы — нет овцы.
Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец — мы ели огурец.
Ац-ац-ац — у меня матрац.
10. Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со звуком [Ц]: Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.
11Знакомство с буквой Ц.
Что за хвостик на конце —
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет (О. Гофман)
На что похожа буква Ц? Игры с буквой.
12. Звуко-слоговой анализ слова цыпавыкладывание схемы из кружков, составление из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.
По материалам Агранович З.Е.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Список ярлыков

Артикуляционная гимнастика (9) Времена года (12) Всё о звуках (46) Готовимся к школе (13) Документы (5) Дыхательная гимнастика (6) Загадки (17) Звуковая культура речи (3-4 года) (10) Звуковая культура речи (4-5 лет) (7) Звуковая культура речи (5-6 лет) (20) Звуковая культура речи (6-7 лет) (34) Игры для детей средней группы (7) Игры для детей II младшей группы (12) Интерактивные игры (21) Консультация для педагогов (7) Консультация для родителей (19) Лексика и грамматика (4) Лексико-грамматические игры и упражнения для детей 5-6 лет (12) Лексико-грамматические игры и упражнения для детей 6-7 лет (16) Младшая группа - лексические темы (37) Наши глазки (5) Пальчиковая гимнастика (22) Подготовительная к школе группа - лексические темы (39) Поздравления (18) Пословицы и поговорки (2) Ранний возраст (7) Связная речь (16) Связная речь - вторая младшая (17) Связная речь (5-6 лет) (2) Связная речь (6-7 лет) (6) Средняя группа - лексические темы (43) Старшая группа - лексические темы (38) Стихи для детей 3-4 лет (13) Стихи для детей 4-5 лет (10) Стихи для детей 5-7 лет (17) Это интересно! (1)