четверг, 21 апреля 2022 г.

Дифференциация звуков [Л] - [Р], [Л'] - [Р'], [Л] - [Р], [Л'] - [Р']


Дифференциация звуков [Л] — [Р].
1. Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук во всех словах ([Л], [Р]): лук, лопата, лампа, ласточка, лужа; рак, рыба, ручка, радуга, роза. Сравнить артикуляцию звуков [Л] и [Р] (найти общее и различие, обратив внимание на положение языка), вспомнить характеристику звуков [Л] и [Р], их обозначение.
2. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р]»: р, л, л, р...; ра, ла, ло, ру...; ар, ал, ол, ур...; рак, ложка, пол, корова, комар, укол...
3. «Скажи наоборот»: ра-ла, ро-...; ар-ал, ур-... . Повторить за взрослым серию слогов: ра-ра-ла, ла-ла-ра, ра-ла-ла, ла-ра-ра, ра-ла-ра, ла-ра-ла. Закончить слово нужным слогом: ЛЫ (РЫ): шко..., ков..., шку..., коз..., ска..., забо...
4. Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились? Составить предложения с каждым словом: Лак — рак, лов — ..., ложки — ..., лама — ..., Лука — ..., бал — ..., дал — ..., жал — ..., мил — ..., игла — ..., блошка — ..., ложь — ..., жил — ..., свалка — ...
5. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Л] и [Р]): колобок, коробок, потолок, молоток; ворона, дорога, колбаса, корова.
6. Дифференциация звуков [Л'] — [Р']. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Л'] и [Р']), объяснить свое решение: репка, речка, лента, рейка; Рита, Лена, Лева, Леша. Сравнить артикуляцию звуков [Л'] и [Р'], найти общее и различие, вспомнить обозначение звуков.
7. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л']»: ль, рь, рь, ль...; ля, ря, ри, ли...; аль, арь, орь, оль...
8. «Скажи наоборот»: ля-ря, ли-...; аль-арь, оль- ... . Повторить за взрослым слоговой ряд: ля-ля-ря, ря-ря-ля, ря-ля-ля, ля-ря-ря, ля-ря-ля, ря-ля-ря.
9. Дифференциация звуков [Л] — [Р], [Л'] — [Р']. 
Дидактическое упражнение «Подари подарки Рите, Роме, Лене и Луше» (вспомнить слова со звуками [Л], [Л'], [Р] и [Р']). Повторить за взрослым слова сложной звуко-слоговой структуры, разделить их на слоги, составить с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги: корабль, карамель, леопард, лекарство, верблюд, лагерь, ларек, зеркало, спортзал, календарь, кораблекрушение, электричество, треугольник, карусель.
10. Выучить скороговорки:
Карл у Клары украл кораллы.
Клара у Карла украла кларнет.
            Тридцать три корабля лавировали, лавировали,
            Да не вылавировали.
Свинья тупорыла, носом землю рыла,
Рыла, рыла, да весь двор перерыла.
11. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки [Л], [Л'] и [Р], [Р']. Взрослый произносит слова со звуками [Л], [Л'], [Р], [Р'], а ребенок поднимает соответствующую букву: лук, рама, лента, рис.
12. Звуко-буквенный анализ слов, составление схем из кружков, списывание с образца, чтение, письмо под диктовку: крыло, Лариса.
13. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: игла — игра, иглы — игры, лак — рак, лама — рама, жил — жир.
14. Придумывание различных предложений, составление схем этих предложений, определение места предлога в них.
По материалам З.Е. Агранович

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Благодарю за визит!

Благодарю за визит!