1. Знакомство
со звуком [Ы]. Фонетические
упражнения. Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном
длительном выдохе). Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...;
пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку
артикуляцию звука [Ы]: губки не напряжены; зубки разомкнуты; язычок отодвинут
глубоко в ротик; горлышко «работает». Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы]
— гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха);
знакомит ребенка с символом звука [Ы]: пароход гудит: ЫЫЫ... (см. цветную
вклейку), и обозначением: красный кружок.
2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»: а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ы, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым,
топоры, сумка...
3. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисованных
предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить звук в слове,
определить место звука [Ы] в слове (середина,
конец слова), используя карточку и красный кружок.
4. Договорить последний слог в словах, назвать последний
звук в них: ТЫ: кус-..., мое-..., бол-..., ко-...; ДЫ: са-..., хо-..., гаю-...,
ря-…
5. Вместе со взрослым закончить слово: Мы... (-ло),
лы... (-жи), сы... (-нок).
6. Дидактическое упражнение «Один - много» (образование
множественного числа имен существительных). Образовать слово по аналогии и
ответить на вопрос: «Какой одинаковый последний звук появился во всех этих
словах?»: двор — дворы, забор — ...,
комар — ..., топор — ..., шар — ...
7. Подобрать слова со звуком [Ы].
8. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение
и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове.
Мыло
душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит
на грязнулю с ухмылкою.
Если б
грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его,
наконец бы, отмыло. (Я. Аким)
9.
Знакомство с буквой Ы.
С палкой
ходит буква Ы,
Ищет ягоды,
грибы. (О. Гофман)
На что похожа буква Ы? Игры с буквой.
10. Анализ слов дом, дым: выкладывание схемы слов, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку. Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово: Из трубы идет... Строители построили новый... (дом, дым).
10. Анализ слов дом, дым: выкладывание схемы слов, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку. Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово: Из трубы идет... Строители построили новый... (дом, дым).
По материалам З.Е. Агранович
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.